«Услышать. Понять. Спасти»

04.05.2019 11:42 0
04.05.2019 11:39

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в жизни человека. Происходит быстрое развитие всех систем и органов, начинает активно функционировать гормональная система. Происходит  перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего «я», появляется потребность в автономии. Все это часто сопровождается чувством неуверенности в себе, в собственной ценности как личности, вопросами о смысле жизни. Фантазии о самоубийстве знакомы двум третям молодых людей. Большинство из них выстаивает перед этим опасным искушением, используя трудные ситуации, чтобы научиться способам противостояния кризисам. Тем не менее, подросток является особенно уязвимым, кризис может перерасти в суицидальную ситуацию.

Ещё несколько лет назад наибольшую тревогу у специалистов вызывали учащиеся 7-9 классов. Но благодаря огромному количеству разнообразной, неконтролируемой информации по телевизору и в интернете, «группа риска» значительно расширилась за счёт учащихся 5- 6 классов.

По официальной статистике, ежегодно в России 16 подростков из каждых 100 тысяч убивают себя. Эти цифры почти в три раза выше среднемировых. 

Суициды — это, как правило, либо откровенное психическое нездоровье, либо временное нарушение психического равновесия. Ребёнок должен быть вовремя осмотрен, обласкан и компенсирован, должна быть оказана медицинская помощь. 

Меры профилактики должны быть направлены на общее физическое и психическое благополучие ребёнка.

На сегодняшний день выделяется несколько видов суицидального поведения, которые возможно скорректировать при активном, но ненавязчивом участии взрослых в жизни ребенка.

Зачастую поступки детей не  связаны с желанием умереть, а являются у подростка способом обратить внимание на себя и на проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями, позвать на помощь, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Есть дети, которые в поисках острых ощущений выбирают поведение, нацеленное на риск, на игру со смертью. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а, так называемое, суицидально обусловленное поведение. Это и зацепперство, и руффинг, и экстремальное селфи, и вступление в различные группы в социальных сетях.

Именно по этим двум видам суицидального поведения идет направленная работа в школе «Перспектива». Она различается по форме и методам, чтобы не быть навязчивой и не вызывать нездоровый интерес у детей.

Работа ведётся по разным направлениям: работа с педагогическим коллективом, создание «правильной» информационной среды в школе, межведомственное взаимодействие, работа с учащимися, работа с родителями.

На мой взгляд, самое сложное направление – это работа с родителями. Взрослые, сложившиеся люди не всегда готовы услышать правду о себе (как родителе), критически посмотреть со стороны на свои методы воспитания и своё поведение по отношению к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошибочно мнение, что проблема детской смертности - удел неблагополучных семей. Всё чаще в педагогике появляется термин «хрустальные» дети. Это дети из внешне благополучных семей, относящиеся к категории «группы риска». С рождения они окружены сверхзаботой. Родители создают им комфортные условия, не выдвигая разумных требований к самим детям. Такие дети с трудом коммуницируют со сверстниками, сталкиваясь с первыми трудностями в школе, срываются на истерики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Снижение уровня позитивного ответственного «родительства» обусловлено изменениями в основных функциях семьи: репродуктивная -тенденция к молодёжному типу; воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей, налаживания с ними контактов; морально-нормативная -ухудшение отношений между родителями и детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение детей от родителей и наоборот; регулятивная - ослабление контроля за жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками.

Только соблюдая принцип единства и непротиворечивости действий школы с одной стороны и родителей с другой стороны, вместе мы можем создать безопасную комфортную среду для развития наших детей.

 

Светлана Левкина, социальный педагог МОУ СОШ «Перспектива»

.