10 апреля – Великий понедельник (Начало Страстной недели)

10.04.2019 12:32 0
10.04.2019 12:31

Величие Страстной седмицы чувствуется даже в другом ее названии – Великая седмица. Названа она так от того, что в эти дни с Христом происходили самые важнейшие библейские события.

Она находится между двумя значимыми христианскими праздниками: Вербным воскресеньем и Пасхой, но сама Страстная седмица Великого поста при этом наполнена скорбью и грустью и является самой строгой неделей поста. Горечь от конца земной жизни Спасителя столь велика, что в эти дни церковь не совершает торжественных обрядов крещения и венчания.

Великая седмица призвана провести человека по пути Христову. Это воспоминания о великом подвиге Иисуса, о Его прощении человечества вопреки всему и последующем Его вознесении. Именно в Страстную седмицу происходит последняя стадия духовного очищения и преображения.

В первый день Страстной седмицы Великого поста вспоминается проклятие Господом бесплодного дерева – смоковницы. В этом поступке запрятан глубокий смысл: Бог не только милосерден, но и справедлив. Смоковница была покрыта листьями, которые появляются у неё позже плодов. Так и человек, созревший для благодетели, но не совершающий благих дел, не кающийся искренне перед Господом, уподобляется бесплодному, бесполезному дереву. Некоторые богословы толкуют уничтожение смоковницы как уничтожение первородного греха Адама и Евы.

Сегодня рекомендуется сухоядение, желательно поесть единожды за сутки. Решившие блюсти пост по всей строгости в первый день Страстной седмицы воздерживаются от пищи.

С понедельника по среду в утреню происходит чтение Псалтыря, поются песнопения в напоминание о Судном дне. Проводится Литургия, песнопения посвящены будущему пришествию Христа.

Во вторник вспоминаются учения Спасителя в Иерусалимском храме. Это один из последних дней, в которые Иисус общался с народом и учениками.

В среду проходят воспоминания о двух великих грешниках: о кающейся женщине, омывшей ноги Христа дорогим маслом, миром, и вытершей его после своими волосами, приготовив таким образом к последующему погребению; и об Иуде Искариоте, верном апостоле Спасителя, легко продавшем его за 30 серебряных монет. Грешница искала путь Господень, а Иуда от него удалялся, а потому ей вечная слава за раскаянье, а апостолу-предателю – вечный позор.

В четверг Страстной недели принято вспоминать о Тайной Вечери и о том, как Иисус установил таинство святого причастия – необходимый для верующих обряд для воссоединения с Господом. На последней своей трапезе Иисус омыл ноги своих учеников в знак смирения и наказал им друг с другом поступать так же. Этот обряд нашёл отклик и современном богослужении: католическая церковь проводит ритуал омовения ног служителям. В православии этот обряд введен патриархом Кириллом в 2006 году. В Великий, или, как называют у нас, Чистый четверг происходит полная уборка дома, купание. После этого не положено убираться до Воскресенья. Начинается подготовка к Пасхе: выпекаются куличи, красят яйца.

Великая пятница - самый строгий день в посте, поскольку в пятницу вспоминаются страдания Христовы, Его распятие и погребение. В Страстную пятницу полагается скорбеть вместе с Христом, потому строжайше запрещены все развлечения, вплоть до чтения художественной литературы. По дому также нежелательно проводить какую-либо работу.

В Великую субботу традиционно вспоминается погребение Иисуса Христа и последующее Его сошествие в чертоги ада. Оттуда Спаситель вызволил заключенных праведников, несших на себе тяжесть первородного греха, а также Адама и Еву.

Страстная седмица оканчивается субботой, за ней следует главный христианский праздник – Светлая Пасха. Хотя все ограничения поста в воскресенье снимаются, не рекомендуется наедаться в Пасху: выход из Великого поста должен быть постепенным. Даже если не получится пройти пост в полной строгости, сама попытка его соблюдать уже поощряется церковью: так развивается важнейшая христианская добродетель – смирение.

Помните, что пост – это не просто пищевое ограничение. Это борьба с пороками и страстями, постижение духовного единения с Господом. Потому в первую очередь необходимо ограничить не пищу, а ход пагубных мыслей.

.