21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

21.09.2019 12:31 0
21.09.2019 12:31

Рождество Пресвятой Богородицы – радостный праздник. Есть церковные праздники, которые соединяют в себе радость и печаль. Например, в день Вербного воскресенья радостно – от торжества Спасителя в Иерусалиме – и горестно, от того, что случилось после этого. В день Воздвижения Креста Господня радостно, потому что была обретена великая христианская святыня, но и печально от воспоминания страшной крестной смерти Христа.

В праздник же Рождества Девы Марии только радостно. Если когда рождается простой ребенок в мир, мы испытываем радость, хотя не знаем, будет ли это дитя добрым или злым, то в Рождении Пресвятой Девы мы испытываем двойную радость: ведь в Ее Рождестве заключено и Рождение Христа Господа. Наверное, эти же чувства испытывали и святые отцы древности, поэтому и составили тропарь праздника Рождества Богородицы таким похожим на тропарь Рождества Христова. И поется он на один и тот же торжественный и бодрый богослужебный глас.

Господь благоволил, чтобы Его пришествие в мир сопровождалось не одним каким-нибудь чудом, а было окружено множеством чудес. Чудесно Его непорочное зачатие и рождение от Девы, чудесная звезда вела волхвов к Вифлеемской пещере, чудо привело пастухов поклониться Богомладенцу, чудом Христос избежал смерти от руки Ирода, чудо заставило Симеона Богоприимца прожить более 300 лет, ожидая пришествия в мир Спасителя, ожидая исполнения пророчества, когда можно будет взять на руки Святого Младенца и произнести: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» (Лк. 2:29). Чудом появилась на свет и Та, ради Которой Бог отделил еврейский народ от развращающей среды идолопоклонников. Рождество Божией Матери – это тот апогей праведности, которого смогло достичь человечество. В этом деле соединились два действия: Божие и человеческое. От себя люди принесли ту праведность, на которую были способны – праведность Авраама, Моисея, Давида и других праотцев. От Бога была дана благодать удержать ее и соединить в Пречистой Матери Господа. Результатом этого чудесного соработничества стала Преблагословенная дочь Иоакима и Анны.

Родители Пресвятой Богородицы были праведными, но бездетными людьми. С этой скорбью они дожили до преклонного возраста. Предание говорит, что им было за 60, когда родилась Дева Мария. Видимо, хотел Господь и в этом совершить чудо, чтобы никто не посмел унизить достоинство Пресвятой Девы и сказать, что она – обычная дочь обычных родителей. Нет, Ее рождение – сверхъестественно. Она – плод молитв. Всю жизнь Ее праведные родители молились о даровании им ребенка. Даже тогда, когда по нашим, человеческим меркам уже нужно просто смириться (в 60-то лет!), они все равно продолжали молиться. И, наконец, окончилось испытание их праведности! В этом месте можно было бы сказать, что «Господь услышал их». Но Он всегда слышал их, как всегда слышит и наши молитвы. Только не спешил с исполнением, закаливая веру Иоакима и Анны в горниле скорбей, разгорячая их молитву, приводя их к истинно праведной жизни. И вот тогда-то у истинно праведных родителей родилась истинно праведная Дочь.

В этот день в Русской православной церкви служат специальные службы, тексты к которым написаны еще святителем Андреем Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным и другими известными религиозными авторами.

Тексты, звучащие в этот день в православных храмах, очень красивы и поэтичны:

«Рождество твое, Богородица дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из тебя воссияло солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Святым твоим рождением, пречистая, Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели. Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Славим тебя, Пресвятая дева, и почитаем святых твоих родителей, и во всем славное прославляем рождение твое», и т.д.

http://www.pravoslavie.ru/64242.html

.